Стойки стабилизатора поперечной устойчивости автомобиля: простое и надежное техническое решение
Стойка стабилизатора (тяга) в подвеске автомобиля выполняет функцию кинематического соединения самого стабилизатора поперечной устойчивости, который крепится непосредственно к стойке амортизатора. Несмотря на столь довольно сложное объяснение, на самом деле это достаточно простой и примитивный элемент подвески.
Устройство и назначение стоек
Особых различий в конструкции разных стоек стабилизатора с нет, они отличаются незначительно. Это вызвано тем, что элементы подвески на разных автомобилях отличаются некритично. Часто, инженеры отказываются от шарнирных соединений и используют сайлентблоки, также могут встречаться и комбинированные решения.
Самым популярным считается вариант стойки с 2-я шарнирными соединениями. Сам стабилизатор фиксируется к подрамнику условно неподвижно, а стойка амортизатора, напротив, имеет ходы во все стороны: это позволяет подвеске автомобиля перераспределять нагрузки при прохождении поворотов и на неровностях.
Важный момент: из строя выходят только резиновые втулки (сайлентблоки) или шарниры, которые считаются расходниками и на определенном пробеге автомобиля требуют замены.
Случаются также отрывы тяги при ДТП (тут причина и следствие ясны), а вот если отрыв стойки стабилизатора случился без участия авто в аварии, то это 100%-й заводской брак.
Когда нужно менять стойки
Производители рекомендуют менять стойки стабилизатора поперечной устойчивости при достижении автомобилем определенного регламентом пробега.
В зависимости от условий эксплуатации, например, при постоянном передвижении по плохим или грунтовым покрытиям, менять стойки придется раньше заявленного срока.
Понять, что стойки начали выходить из строя достаточно просто: при проезде по неровностям из подвески автомобиля будет доноситься отчетливый металлический стук.
Часто, автовладельцы сталкиваются с конструктивной особенностью конкретного автомобиля, когда затяжка гаек на «пальцах» ослабевает. В этом случае стойка застучит как при поломке, но при этом она еще будет ресурсопригодной.
«Лечится» такой конструктивный просчет просто: достаточно применить фиксатор резьбы на гайках или зашплинтовать их. Периодически необходимо проверять пыльники шаровых опор: если они пошли трещинами или надорваны, то вскоре и стойки стабилизатора придется менять.
Если есть возможность загнать машину на подъемник или эстакаду, то можно проверить ход стоек рукой: при их разбалтывании лучше всего произвести замену.
Бесшарнирные или шарнирные стойки
Недостатком шаровых шарниров в конструкции является трение. Даже самые качественные и дорогие материалы придут со временем в негодность. Чаще всего на шарнирные стойки стабилизатора заявляется гарантия 1 год или 25-30 тысяч километров пробега. А в зависимости от качества дорог, некоторые автовладельцы вынуждены их менять 2-3 раза в год.
К преимуществам шарнирных стоек можно отнести их доступную стоимость.
Что касается бесшарнирного решения, то здесь вместо шарового шарнира применятся сайлентблок, который конструктивно не имеет трущихся частей. Автомобиль становится устойчивее и более предсказуем в поворотах, а замена предусмотрена при пробеге 50-60 тысяч километров.